Рейтинг:   / 522
ПлохоОтлично 


Атомные станции  - это не "альтернативная энергетика", а угроза всему живому на планете. Опасность того, что по земной орбите вместо Третьей планеты будет двигаться облако обломков-астероидов вполне осязаема - взрыв такой мощности может произойти на любой АЭС.

Например, критическая масса урана-235, при которой начинается ядерный взрыв, — 50 кг. Диаметр такого шарика всего 17 см. А на любой АЭС содержатся сотни тонн радиоактивного топлива, плюс несколько тысяч тонн "тяжёлой" воды, и по худшим сценариям такое количество может привести к взрыву космических масштабов. Расколет ли планету при этом на мелкие части, или просто сорвёт с орбиты - уже не столь важно.

«Отец» советской атомной энергетики Игорь Курчатов называл атомные реакторы «тлеющими бомбами». А нобелевский лауреат, физик Пётр Капица определил АЭС как «бомбы, вырабатывающие электричество».

За неполные сто лет произошло уже более 16 серьёзных атомных аварий, некоторые из которых могли стать фатальными, но не стали. Есть основания полагать, что самые катастрофичные сценарии блокируются внешними силами, что в очередной раз показывает неразумность человечества.

В мире насчитывается 439 энергетических реакторов, из которых половина – 218 – сосредоточена в США, Японии и Франции. Уже сегодня 38% мировых энергоблоков (166) старше 30 лет, и их нужно снимать с эксплуатации, а 83% старше 20 лет.

Атомные станции нужно закрывать и деактивировать, но шокирующий факт заключается в том, что опыта вывода из эксплуатации ядерно-радиационно опасных объектов как не было, так и нет.

Ниже приводятся факты того, что единственная деятельность с ядерными отходами - это их перекладывание с места на место, вплоть до идеи гадить не только на Земле, но и отправлять отходы в Космос.


Ядерная уборка

    В России разворачивается второй этап ликвидации радиактивного «наследия»

На огромной нашей территории не осталось региона, где не «наследил» бы мирный или военный атом. В стране насчитывается 1268 мест долговременного хранения радиоактивных отходов (РАО). Объемы накопленного достигают, по официальным данным, более полумиллиарда кубических метров и продолжают постоянно расти.

По информации «Росатома», заполненность хранилищ отработанным ядерным топливом на некоторых АЭС уже в 2008 году достигала критичных 90%, и если не остановить накопление, это грозит остановкой станций.

В критическом состоянии находился до недавнего времени Теченский каскад водоемов в Челябинской области, куда с 1949-1956 гг. сбрасываются сточные воды ПО «Маяк». В 1957 году на заводе случился взрыв высокорадиоактивных отходов, и образовался так называемый Восточно-Уральский след, распространившийся на несколько регионов в бассейне рек Теча-Иртыш-Обь. В озере Карачай, являвшемся хранилищем жидких РАО того же ПО «Маяк» с 1950 года, накопилось к 2008 году более 200 000 куб. м высокорадиоактивных отходов мощностью излучения более 120 млн кюри — масштаб двух Чернобылей. Нет надежной изоляции от окружающей среды других открытых водоемов – бассейнов-отстойников, хвостохранилищ, где также накоплен значительный объем РАО.

По крайней мере, теперь известно то, что раньше тщательно скрывали, да и не было ни у кого четкого представления о количестве и масштабах радионуклидного загрязнения в стране.

По итогам реализации первой целевой программы к 2016 году уровень заполнения хранилищ отработанного ядерного топлива был снижен до 74%, введено более безопасное для ядерных отходов «сухое» хранилище, введен в эксплуатацию в Мурманской области Центр кондиционирования и долговременного хранения РАО с автоматизированным и роботизированным оборудованием для ядерно- и радиационно-опасных работ с топливными сборками реакторов атомного флота. Реабилитировано более 2,3 млн кВ м радиационно-загрязненных территорий.

Закон об обращении с РАО разграничил отходы на исторические, накопленные до июля 2011 года, и на вновь образующиеся после этой даты.

Ответственность за опасное «наследие», в том числе, финансовая, возложена на государство, а за хранение и переработку новых образований отвечает собственник — предприятие, их «породившее».

В 2016 году начат второй этап Большой уборки, и это уже будет, как обещают специалисты, планомерная, системная работа, которая остановит накопление отработанного ядерного топлива, позволит создать новые объекты для финальной изоляции РАО, реабилитировать загрязненные территории, выводить опасные объекты из эксплуатации либо до «зеленой» лужайки, либо до «коричневой» - для промышленного использования по конверсии.

Если заглянуть в историю вопроса избавления от радиоактивного наследства, то начало ему положила, скорее всего, чернобыльская катастрофа.

В 1992 году мне довелось познакомиться с результатами аэрогаммаспектрометрического исследования территории России, проведенного впервые институтом глобального климата и экологии Росгидромета и РАН. Если о заражении соседних с местом аварии районов в Брянской, Калужской областях или Республики Беларусь уже было известно, то вот карта далекой от этого места Пензенской области в сиреневых пятнах разной степени интенсивности кюри, заставила просто ахнуть. Моя семья всегда старалась покупать вкусную пензенскую картошку, а она вон на какой земле растет, с цезиевой приправой! Чернобыльский след — повышенное содержание в почве цезия-137 - был зафиксирован в 15 регионах России, а попутно специалисты при исследовании выявляли «забытые» и нигде не учтенные могильники разных видов радиоактивных отходов. Например, в г. Энгельсе Саратовской области на территории мясокомбината. Или — источники ионизирующего излучения на заводе, в школьном кабинете физики, в университетской лаборатории. «Звезда Полынь» хорошенько встряхнула людей, заставила изолировать подобные «находки» с изъятием многих тонн грунта и повысить надежность атомных станций.

Но все-таки основные объемы смертоносных отходов поставляла военная, оборонная индустрия. Тщательно скрываемая ранее информация о трудноконтролируемых последствиях ядерных технологий теперь известна.

Но мы по-прежнему беззащитны перед опасностью, которую не определишь ни на вкус, ни на цвет, ни на запах! Не знаешь, откуда она «прилетит» и сколько тебе достанется. Воздух и воду не поделишь границами, а грязи, в том числе радиационной, накопилось столько, что чистого места на Земле уже не найти.

Известно, что после испытания атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, или в американском штате Невада, или в Китае радиоактивное облако могло обогнуть земной шар в считанные недели или дрейфовать 1-3 месяца, рассеивая всюду радионуклиды.

Не так давно мне рассказали, что взрыв на атомной станции Фукусима зафиксировали на Волге приборы мониторинга Балаковской атомной станции. Поистине мала планета Земля, и как же быстро мы ее загрязнили искусственно созданной радиацией! Мертвые города Припять и Славутич, десятки сел на берегу реки Теча покинуты людьми, территория ВУРСа, загрязненная стронцием-90 на 700 кв. км, превращена в спецзаповедник, как сталкерская зона, куда нельзя заходить, - перечисление можно продолжить. Но природу, как аварийный реактор, саркофагом не накроешь, и никаких денег не хватит, чтобы осушить «светящиеся» озера и болота, перекрыть стронциевые реки, перекопать цезиевые поля и загнать в земные недра ядерного Джинна. Вот о чем думается накануне 5 июня, Международного Дня охраны окружающей среды. Не люблю я эти дежурные даты. Идея-то сама по себе правильная — объединение усилий, привлечение внимания к экологическим проблемам во всем мире. Но лучше бы всем миром, хотя бы по примеру первого опыта России, устроить большую планетарную уборку.


Ольга Никитина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами

   

https://teknonebula.info/