Рейтинг:   / 519
ПлохоОтлично 


В московском театре Ленком прошла премьера спектакля Марка Захарова «Фальстаф и принц Уэльский» по произведениям Шекспира.
Надо сказать, что легендарный Марк Захаров впервые обращается к шекспировским текстам. Как признавался худрук «Ленкома» в своих интервью, до этого времени он не решался браться за творения знаменитого английского драматурга. И вот, наконец, это время настало.


В основу спектакля легли исторические хроники Шекспира, посвященные правлению Генрихов: IV и V, дополненные стихами Юлия Кима и текстами самого Марка Анатольевича.

Постановка рассказывает о метаморфозах, происходящих с человеком во власти, – это одна из тех тем, которые всегда волновали знаменитого режиссера. Достаточно вспомнить его спектакль-высказывание «Плач палача» с участием Александра Абдулова и Александра Лазарева, в котором главные герои прямо со сцены обличали власть имущих и взывали к совести современников, словно напоминая известную сентенцию: «Каждый народ достоин своих правителей».

В спектакле «Фальстаф и принц Уэльский» никаких разоблачительных речей не произносится. Но уже буквально с первых сцен зритель видит, что принц, которого играет Дмитрий Певцов, уже подхватил «вирус власти». И болезнь постепенно прогрессирует, превращая обычного человека в кровавого тирана. Невольно напрашивается аналогия с фильмом «Крестный отец », где Майкл Корлеоне, попавший в соответствующую среду, из романтичного идеалиста перевоплощается в безжалостного руководителя мафиозного клана.

Марк Захаров убежден, что подобные изменения неизбежны: у человека, почувствовавшего вкус власти, даже меняется состав крови. И вполне естественно, что часто становится другим и круг его общения, а люди, напоминающие о далеком прошлом, нередко предаются забвению.

Так происходит с леди Перси (Александра Захарова), которая пронесет любовь к принцу Уэльскому через многие годы, но в итоге это чувство и погубит ее. Метаморфозы касаются и ее героини. От любящей и восторженной женщины, какой перед нами предстает леди Перси в начале постановки, не остается и следа: в финале мы видим перед собой абсолютно сломленную личность. Теперь она балласт для некогда любимого человека.

Выводя на первый план весельчака и балагура Фальстафа (Сергей Степанченко), режиссер снова возвращается к теме шутовства, которая неоднократно звучала в театре «Ленком» еще со времен многолетнего сотрудничества Марка Захарова с Григорием Гориным. И тут уместно вспомнить спектакли «Тиль» и «Шут Балакирев». Григорий Горин всегда считал, что фигляры на самом деле являются не просто рассказчиками веселых историй, а носителями частицы национальной идеи, философами, умными и проницательными людьми. К таким персонажам как раз и относится Фальстаф, задача которого – выжить и сохранить свое достоинство, находясь при дворе своего «закадычного друга» - принца Уэльского.
Отдельного упоминания заслуживает Генрих IV, роль которого играет Игорь Миркурбанов. Его фирменные актерские интонации, стильный королевский костюм и трубка делают этот персонаж одним из самых запоминающихся в этом спектакле. Одна из самых ярких сцен постановки – когда герой Миркурбанова появляется на сцене в стеклянной кабине, словно бы стремясь огородиться от окружающего мира в своем укрытии. Неслучайно в произведении Шекспира этот герой рассказывает своему сыну – принцу Уэльскому, что «сам он держался в стороне от народа, оставаясь в его глазах таинственным и привлекательным».
Также в спектакле задействованы Иван Агапов, Олеся Железняк, Владимир Юматов и другие известные актеры.

Помимо яркой актерской игры, зритель будет, несомненно, заворожен сценографией Алексея Кондратьева, музыкой композитора Сергея Рудницкого и конечно, стихами Юлия Кима.
Несмотря на трагедийные мотивы, спектакль Марка Захарова, как и многие другие его постановки на эту же тему, не оставляет послевкусие отчаяния и безысходности. А в финале на ум невольно приходят пушкинские строчки: «… И на обломках самовластья напишут наши имена…»


Ольга ХРАБРЫХ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами